Жизнь Анны

27-03-2015, 16:51 | Современник

Судьбы людей старшего поколения - это открытая книга истории нашей страны, ведь им пришлось пройти через все, что записано в учебниках скупыми фразами: коллективизация, война, восстановление народного хозяйства. С каждым годом таких людей становится все меньше, тем ценнее воспоминания живущих среди нас. Судьба Анны Егоровны Игнатовой не была легкой, но о трудностях она вспоминает с улыбкой, считая, что Бог не дает испытаний, которые человек не может пережить.
Она родилась в августе 1923 года в с. Арзгир Ставропольского края. Потом семья переехала в с. Вознесеновку Целинного района. Семья была большая, а в 1938 году на свет появилась еще одна дочь, когда в 1940 году мама Пелагея Федоровна умерла, дети остались с отцом Егором Васильевичем. Анна была средней в семье, у нее было два старших брата, но старшей среди сестер, Таня и Нина младше нее. После смерти мамы все заботы по хозяйству легли на плечи Анны. В декабре 1940 года старшего брата Ивана забрали в действующую армию, больше семья его не видела, он пропал без вести.
О том, что началась война, было объявлено по радио, с того момента началась новая жизнь. Анна Егоровна в то время работала на ферме колхоза имени Молотова, там же трудился бригадиром ее отец. С началом войны домой почти не ходили, трудились не покладая рук, лозунгом для всех стали слова "Все для фронта, все для победы". Работать приходилось везде, где требовались руки, ведь с каждым месяцем мужчин становилось все меньше, их отправляли на фронт, откуда вернуться суждено было не всем.
Враг приближался, зимой 1941 года Анну Егоровну вместе с другими женщинами отправили на строительство оборонного рубежа на Дон. Ехали на бричках, ночевали в заброшенных кошарах. Весь декабрь с лопатой в руках рыли окопы до кровавых мозолей на ладонях. Жили в домах местных жителей, они и кормили, тогда не бедствовали, все имели огороды и хозяйство.
Потом вернулись домой, а через некоторое время Анну Игнатову направили на строительство каменной дороги Троицкое-Элиста. А в апреле 1942 года отца забрали на фронт, ему было 54 года, и домой он не вернулся, числится без вести пропавшим. Как вспоминает Анна Егоровна, она осталась одна с тремя детьми: братом Петром и сестрами Таней и Ниной, в то время они еще не голодали, держали корову, были и куры.
Перед самым приходом немцев в колхозе началась паника, скот стали эвакуировать за Волгу. Анна Егоровна до сих пор помнит, каким ужасом был пропитан воздух. А летом 1942 года в село пришли немцы, но здесь надолго не задержались, они забрали семью евреев и расстреляли их в овраге. Потом местные жители похоронили несчастных. Когда немцев погнали, они так спешно уезжали, что ничего с собой не прихватили.
В семью Анны Егоровны вновь пришла беда, когда в феврале 1943 года брата Петра забрали в батальон для работы, домой он вернулся лишь в 1952 году. Анна осталась с девочками одна. Но это было не самое страшное, в памяти Анны Игнатовой навсегда остался страшный день 28 декабря 1943 года.
"В нашем селе было мало калмыцких семей, но их всех выселили. Первое время мы остро ощущали, что нет рядом калмыков. Но особенно запомнилось, как выселяли детей калмыцкой национальности из детского дома. Я училась в школе при детском доме, здесь же в свое время работала поваром моя мама. Директором работал Николай Дмитриевич Калинин. А среди моих одноклассников были Эрдня Донгаев и Никита Санжиев. Их тоже забрали", - со слезами на глазах вспоминает Анна Егоровна. Детей из детского дома почему-то забирали ночью, сонные ребятишки ничего не понимали, стоял страшный плач. Им не давали нормально одеться, без верхней одежды закидывали в грузовики. Вместе с детьми плакали сотрудники детского дома. Детей прятали, но военные их находили и вырывали из рук персонала. В то время воспитателем работала Атропина Васильевна Бабенко, вместе с другими она забрасывала в машины теплую одежду, военные кричали, что воспитатели за это ответят по всей строгости закона. Атропина Бабенко часто брала домой девочку-калмычку, ее звали Харкюкен, женщина пыталась ее спрятать, но девочку нашли и вместе со всеми закинули в машину. После того, как калмыки вернулись в родные края, девочка приезжала в с. Вознесеновку, она выжила в дороге благодаря тому, что была хорошо одета. Всего тогда выселили около 50-ти детей калмыцкой национальности.
Жизнь после освобождения Элисты была сложной, не хватало продуктов питания. Люди работали на расчистке столицы после бомбежек. А в 1944 году наступил голод, кому удавалось добыть суслика, считался счастливым человеком. Летом, когда уродился урожай, стало чуть лучше. Так и дожили до Победы. Весть о ней Анна Егоровна встретила в поле, где бригада работала на пахоте. Радостную новость принес бригадир Яков Гайворонский: "Дети мои, женщины, война закончилась!" Слез было немало, а в них - радость и боль. А два года спустя все, кто трудился на благо Победы, были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Анна Егоровна вышла замуж в 1948 году, а через год в семье появился первенец Алексей. С мужем она работала в животноводстве на Черных землях. Помнит, каким страшным выдался апрель 1953 года, когда страшная пурга занесла дверь землянки и не было никакой возможности выйти, тогда погибло немало скота. Помнит, с каким нетерпением ждали возвращения калмыков, специально для них были построены две улицы в селе: Кануково и Школьная. Это были камышитовые домики.
В 1968 году Анна Игнатова была назначена заведующей детским интернатом, в этой должности она проработала 10 лет. Она говорит, что и сейчас бы работала, если бы были силы. Анна Егоровна, несмотря на уважаемый возраст, чувствует себя бодро, жизненные трудности закалили ее, сделали сильнее. Приближающийся день Великой Победы труженица тыла ждет с нетерпением. На полях сражений погибли ее отец и брат, а сама она сделала все, чтобы этот день наступил как можно раньше. Совсем недавно старожилу села была вручена юбилейная медаль к 70-летию Великой Победы.

Татьяна ЧУДУТОВА