ОН ВО ВСЕМ БЫЛ ПЕРВЫМ!

На днях, играя с друзьями в шахматы, вспоминали товарищей, которых, увы, уже нет с нами. Вспомнили многих, в том числе и Владимира Чумудова, с которым в его последние годы постоянно играли в турнирах. Вспомнили его обаятельную улыбку, заразительный смех, безобидные подначивания и его страсть к шахматам.
В нашей компании предложили мне написать о нем теплый материал. «Может быть, стоит дождаться его 70-летнего юбилея, который наступит в ноябре», – предложил кто-то.
«О таких людях, как Гатцаевич, надо вспоминать не только по юбилеям», – резонно возразили ему.
С Володей Чумудовым мы одногодки, в одно и то же время учились в КалмГУ. Правда, он на экономическом отделении сельхозфака, а я – на калмыцком отделении филфака. Но я его уже знал, потому что человек в вузе он был известный. Его портрет висел на Доске Почета студентов, круглый отличник, активист, член комитета комсомола университета, спортсмен, гитарист и певец. Помнится, мы, студенты, в том числе и Володя, в 1978 году на туристическом поезде «Юность Калмыкии» во время зимних каникул путешествовали по городам Украины, Белоруссии, республик Прибалтики. И среди студентов выделялся Владимир — не только как лидер, но и как символ стойкости, честности и неподдельной силы духа.
Он был настоящим студенческим лидером — авторитетным, уважаемым и искренним. Его харизма не нуждалась в словах: она исходила из внутренней силы, честности и безупречной репутации. В его поведении не было ни капли фальши: он не пил, не курил – для многих это казалось необычным в то время, особенно среди молодых людей. Некоторые товарищи недолюбливали его за это – мол, «белая ворона», – но даже те не могли отрицать его достоинств. Он был примером для подражания: человеком с твердыми моральными принципами, который шел своей дорогой несмотря ни на что.
Затем наши пути-дороги разошлись. Я перевелся на журфак УрГУ, а Володя, по окончании КалмГУ отправился работать в свой родной Черноземельский район.
О достижениях студента Чумудова, разумеется, знали на его малой родине, следили за его успехами, а потому с радостью встретили Володю на родной земле. И надо сказать, что его карьера руководителя развивалась стремительно. В 1980 году он был избран вторым секретарем райкома ВЛКСМ, на следующий год стал инструктором райкома партии, а затем первым секретарем райкома ВЛКСМ. В 1984 году его утверждают секретарем парткома госплемзавода имени 60-летия СССР (ныне ОАО ПЗ «Черноземельский»). Затем он руководил совхозом им.К.Ворошилова (ныне СПК «Цекерта»). И на этих постах он многое сделал для улучшения жизни земляков, развития района.
Вторая половина 80-х годов. Сложное время для страны. Перестройка, парад суверенитетов, распад хозяйственных связей, прекращение выплат зарплат, забастовки… И в это трудное время Чумудов избирается первым секретарем райкома КПСС. Вскоре, в 1990-м, он стал председателем райсовета, а еще через пару лет возглавил районную администрацию. Как человек новой формации, грамотный и инициативный, он всегда поддерживал все новое и передовое. Как мне поведал бывший директор совхоза им. Ворошилова Константин Бембеев, Владимир Гатцаевич, будучи главой района, поддержал инициативу селян переименовать упомянутый совхоз в его исконное название – СПК «Цекерта». По этому поводу было очень много шума. Против переименования стоял тогдашний первый секретарь обкома партии Захаров. Но цекертинцы выстояли и отстояли право на переименование, заручившись поддержкой Москвы.
При поддержке Чумудова впервые в республике в СПК «Цекерта» был построен мемориальный комплекс, открытый к 50-летию незаконной сталинской депортации калмыцкого народа в Сибирь.
Сторожила района до сих пор с благодарностью вспоминают, что именно под руководством Чумудова в Черноземельском районе началась первая в стране выплата компенсаций репрессированным гражданам за причиненный от депортации ущерб в размере трех тысяч рублей, а дома, где они проживали, отдали им в безвозмездное пользование. Это был единственный подобный акт в республике.
По воспоминаниям черноземельцев, Владимир Гатцаевич в те памятные дни работал с раннего утра до позднего вечера, причем без выходных и отпусков. Двери в его кабинет для земляков всегда были открыты. Когда надо было что-то спросить у людей, он не гнушался этим, собирал сходы граждан, советовался с людьми, задавал вопросы.
А между тем команда Чумудова продолжала возрождение родного края, преображались населенные пункты района, были реализованы многие экономические и технические задумки, увеличились доходы в бюджет района и, соответственно, появились возможности для реализации самых амбициозных планов.
На Черноземелье не забывают, как во время продовольственного дефицита в стране и республики школьные столовые, детские дошкольные учреждения района получали дополнительно мясо из своих совхозов.
В те годы Чумудов также добился принятия решения о создании Черноземельского НГДУ, в связи с чем налоговые отчисления стали поступать в бюджет района.
Владимир Гатцаевич был человеком с активной гражданской позицией. На альтернативной основе он избирался делегатом XXVIII съезда КПСС. За него отдали голоса члены партии Черноземельского, Яшкульского, Юстинского и Лаганского районов. Тогда впервые представитель Калмыкии стал членом руководящих партийных органов СССР.
В 1991 году в Калмыкии прошли первые выборы президента. Участвовали в них в качестве кандидатов на высокий пост председатель Совмина республики Батыр Михайлов, спикер Верховного совета Владимир Басанов и Владимир Чумудов. Тогда, как помнится, главу региона не избрали, новые выборы назначили на следующий год, но они состоялись лишь в 1993-м.
Добрые дела Владимира Гатцаевича можно продолжить. Он добился введения в программу КТК-Р отдельного пункта о социальной поддержке района. Под его руководством преобразился районный центр. По его инициативе фактически новое здание райкома партии было передано под поликлинику райбольницы, построены терапевтическое отделение, физкультурно-оздоровительный комплекс, спальные корпуса школы-интернат были переоборудованы под учебные классы, детский сад…
Единственным местом, где мог отдохнуть Владимир Гатцаевич – была его семья. В доме всегда царила особая аура — тепло, доброта и искренность. Наташа рядом с ним была словно светлый луч, освещающий их семейный очаг. Володя знал: дома всё в порядке, потому что там царили любовь и доверие. Они были словно две половинки одного целого — удивительно гармоничной пары. Их дети росли в окружении заботы и любви: Элина, Эльвира, Юлия и Эрдни-Горя — три дочери и сын — продолжатели живой памяти о тех ценностях. Их дом был открыт для всех — место, куда охотно приходили гости, где звучали песни и смех. Он умел находить общий язык со всеми: с молодежью и пожилыми, с друзьями и незнакомцами. Его честность, принципиальность и бескомпромиссность делали его человеком исключительным.
Хочется пожелать его сыну Эрдни-Горе всегда помнить о делах отца, деда и прадеда — носить высоко фамилию Чумудовых и идти по их пути. Пусть он станет таким же человеком — честным, добрым и стойким.
Он умел дружить по-настоящему. В трудные времена он оставался верен своим друзьям, даже когда многие отворачивались. Он не делал различий между людьми: уважение к каждому было его принципом. Его любовь к близким была безмерной: он старался помочь всем, кто нуждался в поддержке — будь то родственники или незнакомцы.
Особое место в сердце занимала его нежная любовь к маме, Антонине Манджиевне.
Прошло уже 11 лет с тех пор, как этого человека нет среди нас. Но его дела живут дальше — в сердцах тех, кто его знал. Владимир Гатцаевич — настоящий герой нашего времени. Его пример вдохновляет молодое поколение на добрые поступки и честные отношения.
Пусть память о нём станет светлым маяком для всех нас.
Василий ШАКУЕВ