Судьба красноармейца Ганглы Батынова

23-07-2015, 11:38 | Память

За четыре года Великой Отечественной войны в немецкий плен попало, по разным источникам, около 4,5-4,6 миллионов советских солдат. После войны многие из них остались на Западе и стали возвращаться домой лишь после смерти Сталина. Военнопленные, как и насильно угнанные, несправедливо приписывались к предателям. Из фашистской неволи, многие попали в советские тюрьмы. Другие военнопленные, совершившие побег из немецких лагерей, продолжали бороться в составе движения Сопротивления Франции, Польши, Югославии и других стран. От голода, холода, издевательств, а также за отказ перейти на сторону неприятеля многие наши солдаты погибли в фашистских застенках.
В год семидесятилетия победы над фашизмом мне хочется рассказать о нашем земляке Иване (Гангле) Батынове. Долгие годы родным ничего не было известно о его судьбе. Он был красноармейцем 70-й Ставропольской кавалерийской дивизии, пропал без вести в мае 1942 года.
Батынов Иван (Гангла) родился в 1902 году в казачьей станице Платовской Ростовской области. Был женат на Сафоновой Анастасии (Джаман) Васильевне, уроженке станицы Новониколаевская. До войны, в 1938 году, он окончил Пятигорский техникум. Фотография, где запечатлены его выпускники, осталась единственным свидетельством того времени, и сыграла свою роль в поиске красноармейца.
После окончания учебы он проживал в колхозе им. Ленина Ики-Туктуновского сельского Совета Западного района Калмыкии, работал ветврачом. 9 сентября 1941 года был призван в армию Западным РВК п. Башанты и направлен в г.Ворошиловск, где в августе 1941 года в СКВО была сформирована 70-я Ставропольская кавалерийская дивизия.
В состав дивизии входили 189-й, 192-й, 196-й кавполки. 189-й Калмыцкий состоял почти целиком из наших земляков. В 192-м Ставропольском кавполку, в 1-м и 2-м эскадронах также служили воины-калмыки. Третий, 196-й Кочубеевский кавалерийский полк, был укомплектован преимущественно кубанцами и отчасти уроженцами Ставрополья и Калмыкии. Специальные подразделения дивизии (артиллерия, связь, медицинская служба и пр.) комплектовались из призывников Ставрополья и Кубани. Эта дивизия была разгромлена в мае 1942 года под Харьковом, 15.7.1942 года исключена из списков РККА, как погибшая. Командир - полковник Николай Моисеевич Юрчик (22.8.1941 - май 1942 год).
Со слов супруги, последнее письмо от мужа пришло из-под Харькова, датированное маем 1942 года, указан был и адрес: деревня Михайловка. Больше писем не было... Позже пришло извещение о том, что Батынов Иван "пропал без вести в боях за Родину". Все попытки узнать о его дальнейшей судьбе не увенчались успехом. После войны супруге удалось найти Павла Дамбаева, однополчанина мужа, уроженца Башанты. Тот рассказал, что в начале войны они служили вместе.
В мае 1942 года их дивизия участвовала в неудачном наступлении советских войск под Харьковом. Там соединения Красной Армии, включая и их часть, были окружены противником. Не было боеприпасов. Командир Н.М. Юрчик предложил разбрестись или пойти на прорыв. Кавалеристы выбрали второе. Пытаясь вырваться из окружения, они пошли в последнюю сабельную атаку на немецкие позиции, противник расстрелял атакующих из пушек и пулеметов.
Впоследствии немецкие солдаты, участвовавшие в этом бою, писали в мемуарах об этом. Раненых и контуженых красноармейцев немцы погрузили в эшелоны и отправили в Германию. Ночью во время движения поезда часть пленных бежала, а другим бойцам, раненым и ослабленным, это не удалось. Среди них, по словам Павла Дамбаева, был и Иван Батынов. Никаких сведений о нем в дальнейшем не было.
В том бою погибли очень многие, в том числе командир Николай Моисеевич Юрчик, его могила находится в селе Дмитровка. В 1970-е годы в устье Бузовой балки были найдены останки командира 270-й стрелковой дивизии 57-й Армии 3. Ю. Кутлина. Останки генерала перезахоронены в г. Барвенково на Мемориале Славы.
Семья Ивана Батынова, как и весь калмыцкий народ, прошла ссылку и возвращение из Сибири. В 1943 году его жена Анастасия (Джаман) и единственная дочь Надежда попали в Кормиловский район Омской области, позже были этапированы на Крайний Север, в район Салехарда. Закончились скитания семьи Батыновых на Сахалине. Там Надежда Батынова знакомится с Гарей Хургуновым, за которого выходит замуж. В 1957 году они возвращаются в Калмыкию. Долгие годы родные пытались узнать о судьбе красноармейца Батынова. Многочисленные запросы также не дали желаемого результата.
Давно нет в живых его супруги Анастасии, она умерла в 1978 году, в 2006 году ушла из жизни его дочь Хургунова Надежда, но внуки и правнуки продолжали поиск до тех пор, пока не был достигнут первый результат. Теперь его потомки делятся историей своего длительного поиска. В 2009 году в новостях Первого канала и на страницах "Российской газеты" было сообщение о процессе над нацистским преступником Иваном Демьянюком и открытии германских архивов. По адресу сайта www.dokst.ru/ был сделан запрос, и в списке военнопленных, оказавшихся в Земле Саксония, обнаружено имя Батынова Ивана.
Только тогда удалось обнаружить карточку военнопленного, там была его фотография и некоторые данные, позволившие достоверно определить, что это был он.
Несколько позднее, в 2013 году, удалось установить и место его захоронения, и обстоятельства гибели заключенных концлагеря, где он находился в апреле 1945 года. По фото в карточке военнопленного И.А. Батынова и сведениям, там указанным, идентифицировали личность. Стало понятно, что это он, и что поиск увенчался успехом. Табличка с номером военнопленного - №204044, имеющаяся на фотографии, позволила родным в дальнейшем идентифицировать его. В плену он назвал свое калмыцкое имя Гангла. Также при заполнении данных в плену супруга обозначена как фрау Джаман. Возможно, он это сделал в целях безопасности. В российских архивах, в картотеках учета офицерского состава и учета безвозвратных потерь И.А. Батынов не значится. В дальнейшем помощь родным оказали немецкие архивы.
С помощью доктора Александра Харитонова, возглавляющего фонд по поиску людей, потерянных в годы войны, родные получили сведения о месте, где захоронен Батынов Иван. Это лагерь Wesuwe адрес 49733 Германия, Нижняя Саксония (Wesuwe) г. Харен Эмс. Батынов Иван провел в плену почти 3 года. Все это время ему и другим пленным приходилось испытывать голод, холод, издевательства и унижения в концлагерях Польши и Германии. Вот список лагерей, где провел заключение наш земляк 26.05.1942 г. - направлен в Frontstalag 103, в Польше г. Biala Podlaska, 1.10. прибыл в лагерь Stalag 366, на территории Польши г. Siedlce, 30.06.44 Lager XB, 21/07/1944-Res Lasarett, Sandbostel - адрес 31582 Nienburg, 18.08.1944. Stalag XBLas Bohrsen, адрес 27446 Sandbostel, 14.03.1945 Stalag 308, адрес 49846 HoogstedeBathorn, Место захоронения – лагерь Wesuwe адрес 49733 HarenEms Германия.
Кладбище лагеря Wesuwe имеет статус военного захоронения. У входа бронзовая доска с текстом: "Здесь похоронены 98 советских военнопленных в отдельных могилах и от 2000 до 4000 советских военнопленных в трёх братских могилах". Там же похоронен и наш земляк Батынов Иван. Житель городка, недалеко от которого располагался лагерь, очевидец тех событий Франц Шульц сообщил, что почти все пленные погибли в последний день перед освобождением городка десантниками союзных войск. 98 из них, в числе которых был и наш земляк, были расстреляны буквально за час до освобождения лагеря союзными войсками. Союзники возбудили уголовное дело по факту массового убийства, направили трупы на экспертизу, установили личности и номера заключенных и в 1951 году похоронили в отдельных и групповых могилах.
На могильной памятной плите имя указано как "Камулла", но по индивидуальному номеру мы установили, что это Гангла Батынов, говорят родные. Он прошел через 7 концлагерей, но не стал искать спасения в Русской освободительной армии генерала Власова, куда вербовали военнопленных, то есть остался верен воинской присяге. Испытания, которые с честью вынес красноармеец Батынов Гангла, один из миллионов павших в войне с "коричневой чумой", его верность долгу, позволяют нам считать его жизнь подвигом.
Проведя значительное время в активных поисках в глобальной сети Интернет, на сайтах поисковых организаций, российских и немецких архивов и баз данных, изучая документы семейного архива, беседуя с бабушками и дедушками, другими родственниками, его потомки ближе познакомились с судьбой Ганглы Батынова.
В прошлом году его правнучка Данара участвовала во Всероссийском конкурсе и написала сочинение о прадеде. 23 октября 2013 года его могилу в г. Харен Эмс (Нижняя Саксония, Германия) посетила внучка Жулен Светлана, поэтесса, журналист, поклонилась могиле своего деда.

Савр БУДЖАЛОВ

С момента пленения "без вести пропавшего" до момента установления места его захоронения прошло 72 года. В поисках приняло участие три поколения семьи. Помощь в поисках оказали граждане СССР, РФ, Казахстана, ФРГ, Франции.