Страх и ужас Торчалова

18-11-2015, 12:49 | Культура

Вообще-то, премьера, открывшая новый, притом юбилейный, сезон в Республиканском русском театре драмы и комедии, называется "Страсти по Торчалову". Но, поскольку словарь Ожегова трактует "страсти" как "страх, ужас", в общем, страдания, я и вынесла для ясности картины эти слова в заголовок. Ну, а как иначе охарактеризовать состояние человека, пришедшего в себя после сердечного приступа ... на том свете?! Страсти-то какие: страх и ужас! Итак, состояние действующих лиц - жизнь после жизни, место действия - загробный мир, который тамошние обитатели называют то отстойником, то временным полустанком, в отличие от окончательной станции назначения. Мы же назовем его, по Данте, - Чистилищем, что весьма и весьма подходит по смыслу: именно здесь почившему человеку, чтобы перейти в мир иной, надо вспомнить и осознать свой "главный" грех, а для этого хорошенько покопаться в себе. И, оказывается, "вариться" в самом себе страшнее, чем в адском котле. Такова фабула достаточно острой пьесы Н.Воронова, жанр которой он определил как "фантазия в 2-х действиях". Ну, конечно, конечно, фантазия. Хотя так и тянет поразмышлять, пофилософствовать об увиденном в приложении к реалиям жизни и к себе, любимой, но лучше избегнуть этого соблазна. Наверняка по пьесе писано много рецензий и откликов, трактующих ее и так и эдак. Поговорим лучше о спектакле, который нам показали. Есть расхожая фраза: "спектакль обречен на успех". Это как раз наш случай, потому что в его основу положена пьеса, содержание которой вызовет интерес у каждого - разве вам не интересно, что ждет вас "там"? Однако обещание успеха не всегда сбывается. В данном случае сбылось, ибо спектакль талантливо поставлен заслуженным деятелем искусств Республики Марий Эл Владиславом Константиновым, не менее талантливо оформлен в соавторстве с ним художником, заслуженным деятелем искусств РК Павлом Корниенко и художником по свету - заслуженным работником культуры РК Евгением Медведевым (его работу следует отметить особо).
В Чистилище сошлись представители разных исторических периодов, даже столь отдаленных, как Отечественная война 1812 года (Лиза - арт. Ирина Бабаян) и революционные события 1917-го (Саша Пыжов - арт. Санал Церенов) - они подзадержались тут, поскольку никак не могут припомнить, чем они нагрешили. Тут и наши современники. Павел Максимович Торчалов, например, тот самый реформатор, который, способствуя смене общественного строя в стране и развалу Советского Союза, гордится тем, что создал "нового" человека, исполненного достоинства, и дал свободу народу. А на деле, как в итоге вынужден признать он сам, тихой сапой обокрал его. Народный артист РК Виктор Хаптаханов убедителен и трагичен в своем неведении того, что творил. И стоит он, как в той песне, "перед нами, словно голенький", - в исподнем и босиком - и не спрятаться ему за спасительные словеса: "для народа", "народу", "о благе народа". Если вдуматься, он и Саша Пыжов, не случайно щеголяющий в буденновке, близнецы-братья, хотя и разделяют их многие десятки лет. И тот и другой, разрушитель старого мира и строитель нового, "положили" немало народу ради "светлого будущего". Санал Церенов создал интересный образ оголтелого "борца за народное счастье", который, впрочем, тоже не прочь, спекульнув "идеей", стащить (мол, народу пригодится!) и пустить на пропой то, что плохо лежит. Безграмотный, в меру наивный и не в меру жестокий - таким уверенно рисует его актер.
Отец и сын Кушкины... Старший (засл.арт. РФ А.Щеглов) - тот самый "совок" со всеми его страхами и готовностью угодить, который "колбасу не помнит, а обком помнит". Младший (арт. В.Маркин) - ярко выраженный "продукт" лихих 90-х, и появляется-то он в Чистилище в результате какой-то бандитской разборки с кровавой дыркой от пули на рубахе. Александр Щеглов, как в каждой своей работе, достоверен и органичен. Что касается Владимира Маркина, то, недавно вернувшись в театр, с каждой своей новой работой он открывается перед нами новыми гранями актерского мастерства. Его персонаж, знакомый нам не понаслышке малиновым пиджаком и "пальцами веером" (это здесь, в загробном мире, он совсем в другом, приличествующем месту прикиде), циничен и страшен. Актер находит для него неожиданные краски и изобразительные средства.
Мы не знаем, какими могут быть комендантша Чистилища (засл. арт.РК Людмила Мансурова) и крепостная девка, служившая у господ Нащокиных (арт. Ирина Бабаян), - доверимся же режиссерской трактовке этих образов. Во всяком случае, весь исполнительский состав, включая артиста Владимира Владесова, занятого в небольшой роли Степана-милиционера, сумел создать великолепный ансамблевый спектакль, который хочется смотреть еще и еще, размышляя, припоминая и... примеряя те или иные ситуации к себе. На мой взгляд, в этом-то и ценность новой работы театрального коллектива.
А после спектакля своими впечатлениями с автором этих строк поделился архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан.
- Соответствует ли сюжет спектакля православным воззрениям на жизнь души после смерти? Нет. Интересно ли смотреть его? Очень. Игра актёров бесподобна. А технические моменты -декорации, свет, музыка - все продуманно, все способствует глубоким переживаниям. Полезен ли такой спектакль человеку? Да. Ведь это напоминание о словах, которые произносили подвижники еще первых веков христианства, монахи-отшельники, посвятившие свою жизнь спасению души: "Помня час смертный, вовек не согрешишь". Нужно ли, чтобы этот спектакль стал широко известен нашему зрителю? Просто необходимо. Самое главное для большинства -осознать реальность будущей жизни и серьезность того, что у человека есть душа и что она бессмертна. Очень важно, чтобы осознание греха произошло как можно скорее в жизни каждого из нас. И не просто осознание, а исправление. В жизни еще можно и необходимо исправить содеянное. Потом самому человеку исправить уже ничего нельзя, его душу можно только вымолить молитвой Церкви, что, собственно, Церковь и делает: на каждом богослужении она молится не только за живых, но и за усопших. Спасибо творцам спектакля.

Лилия ЩЕГЛОВА