Самобытная культура монголоязычных народов

18-11-2015, 17:24 | Культура

Культура - сложное противоречивое понятие, одна из форм теоретического обоснования внутреннего единства и целостности, творческой деятельности общества во всех сферах бытия и сознания. Особое место принадлежит уникальной культуре монголоязычных народов (монголов, калмыков, бурятов), которая наследована недостаточно полно.
По всей вероятности, разброс в анализе культуры данных народов обусловлен, прежде всего, территориальной разобщенностью монголоязычных народов, ибо практически регион проживания - весь мир; отсутствует единый информационный центр. Имея государственное образование, монголы, калмыки, буряты находятся на достаточно удаленных друг от друга территориях, хотя связь и взаимодействие между ними присутствуют. Если буряты, калмыки находятся в едином духовном пространстве - России; то монголы в Монголии и во Внутренней Монголии (КНР) проживают в разных государствах, и это привносит специфику в культурные традиции, обряды, предписания монголоязычных народов. В 2013 году я выиграла Международный российский грант: Россия - Монголия "Культурная самобытность монголоязычных народов". Проект был рассчитан на три года, в течение которых исследовательская группа в составе семи человек (руководитель К. Наднеева) со стороны России и такая же группа со стороны Монголии (руководитель профессор Ш. Эрдэнцэцэг) анализировали и изучали культуру двух народов, выявляя общие тенденции, содержание, обычаи, традиции: что сохранилось, что кануло в Лету, а что подверглось влиянию глобализационных процессов.
Большая часть работы по исследованию культуры монголоязычных народов (монголы, калмыки) проведена; выявлены общие черты: историко-генетические корни, образ жизни, менталитет, влияние буддизма, его роль в формировании целостности и этноконфессиональной общности.
Сокровищницами калмыков и монголов, их нравственными идеалами выступают "Джангар" и "Сокровенное сказание монголов" ("Монголын нууц товчоо"). Общечеловеческие ценности, отраженные в великих памятниках монголоязычных народов, содержат богатейший материал и благодатную основу для оценки народной мудрости. Автор в своей статье не ставит целью раскрыть и проанализировать сущность "Джангара" и "Сокровенного сказания монголов", ибо это невозможно сделать за короткий срок действия международного гранта, но какие-то зарисовки вычленить удалось, потому что все эти бессмертные памятники - национальное достояние духовной культуры не только калмыков и монголов, но и всемирного наследия.
Академик Б.Владимирцев во вступительной статье книги "Монголо-ойратский героический эпос" писал: "Джангариаду надо признать удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний; она рисует его настоящий мир, вот эту его повседневную настоящую жизнь, но только возведенную в идеал: она является действительно национальной поэмой. Отголоски эпической традиции нашли отражение и в "Сокровенном сказании монголов". Доктор филологических наук, профессор Н. Биткеев считал, что это объясняется тем, что истоки традиции эпосов восходят "к седой старине, когда народы эти имели эпическую общность", в то же время и одинаковые генетические, исторические корни.
В рамках международного гранта "Культурная самобытность монголоязычных народов" было издано три монографии (авторы К. Наднеева, В. Бадмаев, Г.Настинова ); три коллективные монографии; 42 научных статьи, 10 - из списка ВАК. Проведены две международные конференции (в Монголии - 2013 г.; в Республике Калмыкия -2014 г.), два "круглых стола" (Россия, Китай). Шесть человек в рамках гранта исследовали культуру монголоязычных народов, посетив Монголию (Улан-Батор), Китай (Хух-Хото); три научные командировки по России.
Краткий теоретический анализ культуры монгольских народов позволяет раскрыть и показать сущностные характеристики и особенности духовных ценностей монгольских народов, найти сходные явления. Необходимо создать единый информационный центр, координацию всех исследований по уникальной культуре монголоязычных народов. Такая идея зреет давно, но, прежде всего, отсутствуют финансовые ресурсы, что не дает возможности воплотить её в реальность. Можно организовать информационный центр по культуре монголоязычных народов в рамках Института Конфуция в Калмыцком государственном университете. Таким образом, проанализированный научный материал нужен всем, а особенно молодежи, так как в работе гранта принимали и принимают активное участие представители молодежной ассоциации, аспиранты, студенты, учащаяся молодежь.

Кермен НАДНЕЕВА, профессор КалмГУ