Талант, отданный театру
Заслуженному артисту РСФСР Сергею Борисовичу Яшкулову 3 декабря, исполнилось бы 75 лет. Он не дожил до своего юбилейного дня рождения всего несколько дней. Но он навсегда останется в памяти своих поклонников как актер, снискавший любовь зрителей, безоговорочное признание и популярность на протяжении всей своей творческой жизни.
Сергей Яшкулов, актер калмыцкого театра из поколения артистов, окончивших студию ЛГИТМиКа. Разнообразие характеров, созданных актером, не укладывается в обычные рамки соответствия какому - либо амплуа: вот он - нервический рефлексирующий юноша-старшеклассник из "Московских каникул" А.Кузнецова, а вот - следователь особого отдела белогвардейской армии Семен Кошков в спектакле по пьесе С. Каляева "Воззвание Ленина", Эренджен в спектакле "Случай, достойный удивления" по пьесе Б.Басангова, классический персонаж - Карандышев из "Бесприданницы" А. Н. Островского в исполнении С. Яшкулова трагичен безысходностью, безответностью его любви к Ларисе Огудаловой. В спектакле " Чууче" режиссера Б. Шагаева актер играет Пиирю, слугу князя Тундутова. С. Яшкулов представляет Пиирю почти шутовским персонажем, наивно старающемся изо всех сил услужить, угодить своим хозяевам. В музыкальном спектакле "Тегряш" Е. Буджалова - молодой герой-юноша Эвни, беспредельно любящий Тегряш, в исполнении С. Яшкулова подкупал зрителя искренностью исполнения, музыкальностью.
Артист с блеском играет председателя колхоза Плетнева, бывшего фронтовика, в спектакле по пьесе Н. Анкилова "Солдатская вдова", производственника, бригадира в спектаклях " Протокол одного заседания", служащего-интеллигента Леню Шиндина в "Мы, нижеподписавшиеся" по пьесе А. Гельмана, чиновника в спектакле по пьесе "Четыре капли" - "Заступница" В. Розова. Такое разнообразие образов, характеров подвластно актеру, безупречно владеющему актерской техникой и, конечно же, широтой жизненного взгляда на окружающий его мир.
За калейдоскопом ролей, талантливо сыгранных СБ. Яшкуловым, угадываются черты личности артиста - его безмерная ответственность в профессии, жизни. Ведь ни в дни долгих гастролей по районам республики или в период репетиций в холодном помещении театра Сергей Борисович, не отличаясь крепким здоровьем, никогда не отменял спектаклей из-за недомогания или плохого самочувствия.
Сергей Яшкулов сполна владел важным элементом актерской профессии - сценической импровизацией в рамках заданной режиссером задачи. Этому способствовали эмоциональность, особенности тонкой душевной организации актера. По свидетельству его сценических партнеров, если происходила какая-либо смешная "сценическая накладка", такое случается на сцене, он бывал безудержно смешлив... Вообще, Сергей Борисович был отзывчив на шутку, юмор как в жизни, так и на сцене.
С.Б.Яшкулов, как ведущий актер театра, никогда не замыкался только на актерской работе, его личностные качества, среди которых главными были неравнодушие к проблемам своих коллег, работников театра.
Отзывчивость, авторитет во властных структурах города, республики позволяли ему быть избранным в число депутатов от города, на должность председателя калмыцкого отделения Всероссийского театрального общества (ВТО).
Сергей Яшкулов, обладая звучным голосом, прекрасно владел действенным словом, и потому всегда был желанным участником передач на калмыцком радио и телевидении. Помимо работы в театре, он часто приглашался на роль ведущего в масштабных республиканских культурно-массовых мероприятиях. Так случилось, что в начале девяностых Сергей Борисович ушел из театра, в котором прослужил долгие годы... тем не менее, когда в театре был поставлен спектакль "По велению вечного синего неба" по пьесе П. Дарваева, он сыграл в нем роль Чингис - хана. И это был Чингис-хан мудрый, подводящий итоги многих своих испытаний и побед... Таковым был на сцене актер Сергей Яшкулов, без которого невозможно представить важнейшие этапы развития первого профессионального калмыцкого театра, которому отданы талант, мастерство артиста.
Надежда ДОРДЖИ-ГАРЯЕВА,
заслуженный работник культуры РК,
член Союза театральных деятелей РФ
На снимке: сцена из спектакля А.Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся"