Человек со звучным именем - Эрдни

22-09-2016, 11:43 | Память

В каждом педагогическом коллективе есть учитель, который, являясь наиболее яркой личностью, определяет лицо школы. Для Кетченеровской гимназии имени Хонина Косиева таким учителем в 60-е - 70-е годы прошлого столетия был Эрдни Сангаджиевич Меклеев, учитель физкультуры, организатор внеклассной воспитательной работы, а затем директор школы. Степень его влияния на учащихся, способность заряжать их идеями, а потом организовать на воплощение идей в практические дела, умение находить в педагогическом коллективе людей, одержимых высокими помыслами, вызывали восхищение.
Мы познакомились в 1958 году, когда после окончания в Алтайском крае средней школы он приехал на свою историческую родину - пос. Шин-Мер. Это был необыкновенно красивый, жизнерадостный, с бьющей через край энергией, сильный парень, блистательный волейболист, к тому же очень дружелюбный к нам, мальчишкам. Он буквально притягивал к себе, хотелось во всём ему подражать. В 1964 году Э. С. Меклеев пришёл к нам в школу (тогда ещё в Советскую среднюю) учителем физкультуры. Надо заметить, что к тому времени уровень спортивной работы в школе не был слабым. Его предшественники Замбо Демидович Хомутников, а потом Иван Георгиевич Кузьминов и Сергей Кадуевич Даваев воспитали немало известных в районе спортсменов. С приходом Эрдни Сангаджиевича спорт в школе стал по-настоящему массовым и разнообразным. Все виды лёгкой атлетики, за исключением прыжков с шестом, метания молота и марафонского бега: волейбол, баскетбол, футбол, спортивная гимнастика, акробатика, классическая и вольная борьба увлекли сердца учащихся. В годы работы Э. С. Меклеева сборная школы по футболу дважды выигрывала самый престижный приз "Хрустальный тюльпан".
Спортивная одаренность самого Эрдни Сангаджиевича не знала границ. Ещё школьником он был известным в Алтайском крае лыжником и не раз побеждал на районных и краевых соревнованиях. Обучаясь в Ставропольском сельхозинституте, занялся классической борьбой и в короткий срок стал второразрядником. После тяжелой травмы ему была рекомендована лечебная гимнастика, но он, не разобравшись, вместо лечебной пришёл на спортивную гимнастику и выполнил нормы первого разряда по спортивной гимнастике и акробатике. Мне посчастливилось быть не только его учеником-школьником, но и учеником-учителем. Работать рядом с ним непросто, ведь надо соответствовать его уровню. Чтобы не показаться в глазах ребят несостоятельным, приходилось очень стараться для поддержания собственной спортивной формы, а также и самообразования.
Той материальной базы по физкультуре, которой располагала школа, для Эрдни Сангаджиевича всегда было мало, он был поистине генератор идей. Благодаря его энергии, настойчивости, организаторской работе среди учащихся, школа первой в республике получила отдельный спортивный зал. На месте глубокого оврага, перед новым зданием школы, появилась спортивная площадка с двухсотметровыми беговыми дорожками, четырьмя прыжковыми ямами, кругами для метания диска и толкания ядра, с баскетбольными щитами, волейбольными стойками и гимнастическим городком. После перехода школы в новое трёхэтажное здание, уже в новом спортзале появился полный набор нестандартных гимнастических снарядов, причём и мужских, и женских. Это позволяло с высокой двигательной плотностью проводить уроки, а также гимнастические соревнования между классами, в которых участвовали до двухсот учащихся. Начинали подготовку к ним сразу после зимних каникул, а проходили они в день Советской Армии и Военно-Морского Флота. Гимнастика сама по себе красивый вид спорта, поэтому проходили соревнования очень красочно, при большом количестве зрителей. На одно из таких соревнований пришёл военный комиссар района, с которым мои отношения не складывались. Ни разу не побывав на моих уроках, он почему-то был убеждён, что уроки физкультуры я провожу плохо и мои ребята в физическом отношении очень слабые. Когда подошло время выступать смене юношей 9-10-х классов, Эр дни Сангаджиевич вдруг громко и торжественно объявил: "Выступает группа ребят, подготовленная преподавателем Минкеевым!" Прозвучало это так, будто на гимнастический помост выходили чемпионы мира и Олимпийских игр. Я был удивлён и сильно смущён. Только после того, как военком прекратил свои нападки на меня, понял, что мой учитель таким образом, ничего не доказывая словами, защитил меня. В очередной раз я был благодарен и восхищён его мудростью.
В середине 70-х годов прошлого столетия, когда Эрдни Сангаджиевич был уже директором, в школах страны уделялось очень большое внимание созданию предметных кабинетов и состоянию наглядной агитации. Наш директор видел свою задачу в том, чтобы создать каждому заведующему кабинетом условия, при которых он бы постоянно занимался оформлением и дальнейшим совершенствованием своего кабинета. Ему удалось мобилизовать педагогический коллектив на это новое и потому непростое дело. Вскоре кабинеты по каждому предмету и в нужном для учебного процесса количестве были готовы, и маршруты всех высоких гостей района, в том числе и зарубежных, проходили через нашу школу. Каждый этаж школы был оформлен по направлениям: первый этаж октябрятский и спортивный, второй - пионерский и ленинский, третий -комсомольский и военно-патриотический. Такая направленность отвечала предъявляемым в то время требованиям к школе, и к нам часто приезжали за опытом, при этом не только из школ нашего района.
Когда Э. С. Меклеев уезжал из района, наш коллектив провожал его с большим сожалением, но мы верили, что и на новой работе в Элистинском педагогическом училище он не потеряется, а будет соответствовать самым высоким требованиям. Преподаватели спортивного отделения полушутя, полусерьёзно устроили экзамен "колхозному" (как они выразились) спортсмену, предложив ему состязание в толкании ядра, метании диска, поднятии штанги, настольном теннисе и борьбе. Когда "колхозный" спортсмен вышел победителем абсолютно во всех видах, скепсис был прёодолён. Вскоре наши надежды оправдались и в серьёзном деле. Через некоторое время волейбольные команды Элистинского педучилища, которые тренировал Эрдни Сангаджиевич, стали выходить в призёры всесоюзных соревнований среди педучилищ страны. Он стал зрителем-методистом, председателем методсовета преподавателей физкультуры педучилища, ему присваивается высшая педагогичесая категория и звание "Заслуженный учитель Республики Калмыкия".
Талант Эрдни Сангаджиевича не ограничивался только спортом и педагогикой. Поколение жителей Кетченеровского района, прошедших Сибирь, вряд ли оставила равнодушными его большая публицистическая статья "Сибирь - боль наша и память", публиковавшаяся в нескольких номерах нашей районной газеты в 1993 году. В том же году он выехал в Славгородский район Алтайского края и снял там фильм о местах проживания шинмерцев в ссылке, с посещением кладбищ, где навсегда остались те, кто не дожил до светлого дня возвращения на родину. В октябре 1993 года в Шин-Мере был проведён День памяти жертв сталинских репрессий. С неослабевающим вниманием, в течение пяти часов, шинмерцы смотрели фильм, узнавая и радуясь встрече на экране с теми, кто помог им выжить "в те злые годы леденящей стужи". Совершенно заслуженно Эр дни Сангаджиевичу в числе первых было присвоено звание "Почётный гражданин Кетченеровского района". В этой связи уместно будет вспомнить, что в Сибири, ещё будучи школьником, он был награждён медалью "За освоение целинных и залежных земель". Учитывая правовое положение калмыков в те годы, его награду вполне можно сопоставить с орденом Трудового Красного Знамени ставропольского школьника Миши Горбачёва.
Многими гранями своего спортивного, педагогического и человеческого таланта восхищал мой учитель, но оно приняло просто запредельный характер, когда однажды получил от него в подарок книгу" Краткая историческая хроника спортивного отделения Элистинского педагогического училища им. X. Б. Канукова", на титульном листе которой имя автора - Эрдни Сангаджиевича Меклеева. Читая книгу, я нашёл ответ на вопрос, занимавший меня: "В чём секрет того, что Эрдни Сангаджиевича так любят и уважают все те, кто учился у него, работал с ним?" Ответ в том, как тепло и уважительно пишет он в книге о своих учениках, коллегах, коллективе. Его любят, уважают, помнят, радушно встречают потому, что сердце его отдано всем нам - его ученикам, коллегам, его землякам. В последние несколько лет он очень сильно болел и 6-го августа 2016 года на 80-м году ушёл из жизни. Если выделить пять самых ярких черт личности Э.С.Меклеева, то это будут: Энергичность, Работоспособность, Добропорядочность, Надёжность, Интеллектуальность. Эти качества и раскрывают его звучное имя - ЭРДНИ.

Сергей МИНКЕЕВ,
почётный работник общего образования РФ, ветеран труда