Навсегда в наших сердцах…

30-10-2020, 14:54 | Память

«Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает» – эти слова Константина Симонова передают боль и сожаление наших сердец по поводу скоропостижного ухода старшего товарища, друга, человека с пламенной душой – Юрия Ивановича Сангаджиева. Многие люди в Калмыкии знают его как известного общественного деятеля, организатора и участника многочисленных экспедиций в Центральную Азию и по России, действительного члена Русского географического общества (с 1985 г.), члена правления КРОО «Общество друзей Монголии», учителя географии. Мы же хотим рассказать о нем как о путешественнике, идейном вдохновителе и создателе «Музея кочевых народов», исследователе кочевых цивилизаций.
Надо сказать, что это тот редкий случай, когда известность, способности не затмили человеческих качеств. Юрий Иванович был глубоко порядочным человеком, умеющим любить, общаться, отстаивать свою дружбу. Боец по своей природе. Он был горячим патриотом, но в то же время толерантен ко всем культурам, дружил с людьми разных национальностей и возрастов. Юрий Иванович был человеком «слова и дела», он любил свою малую родину, переживал за нее и параллельно прикладывал максимум усилий для благополучия Калмыкии. Его идеи нашли воплощение в «Музее кочевых народов» — уникальном и единственном в Республике Калмыкия «живом музее».
Идея создания Музея возникла в 2009 году после завершения Международной научной экспедиции «По следам Великого шелкового пути», которая была посвящена 400-летию добровольного вхождения Калмыкии в состав России. Соруководителями экспедиции были Юрий Сангаджиев и Федор Конюхов. За полгода, с мая по октябрь, экспедиция преодолела 7000 км по маршруту Улан-Батор (Монголия) — Элиста (Калмыкия, Россия). Это была и пока остается первой и единственной экспедицией, участники которой передвигались на верблюдах и лошадях. Путешественники прошли по территории 8 аймаков Монголии и 16 регионов России. Как рассказывал Юрий Иванович, в ходе этого пути в его собственном сознании произошла глобальная переоценка ценностей. Экспедиция дала неимоверный заряд энергии по продвижению национальной культуры, этнографии, истории, языка. Неизгладимые впечатления у Юрия Ивановича остались после знакомства с Алтаем, прародиной ойратов и калмыков. «Алтай – удивительное место, место силы и невероятной энергетики. Удивительна его природа с богатым животным и растительным миром, а главное, там такие гостеприимные и открытые люди», – делился с нами своими впечатлениями и ощущениями Юрий Иванович.
Потом было множество других поездок по Калмыкии и Югу России, в том числе 1200-километровая экспедиция на верблюдах «Великая степь: перекресток культур и дорог». Ее маршрут проходил по Калмыкии, Ростовской области, Республике Дагестан, Ставропольскому краю и Астраханской области. Участники экспедиции оценили экологическую обстановку, проверили состояние археологических памятников, исследовали водоемы и пастбища по маршруту путешествия. Затем 400-километровая экспедиция «Великий Шелковый путь: диалог Запада и Востока». Путешественники прошли по маршруту п. Бергин Юстинского района – с. Приютное, в том числе 350 километров по северному направлению Великого Шелкового пути. Он рассказывал, с каким восторгом дети и взрослые встречали верблюжий караван, ребятишки не могли поверить в то, что верблюды живые. Юрий Иванович грустил, что потомки калмыков, которые исторически являлись кочевниками, смотрят на верблюда, как на диковинку. И одновременно радовался возможности доставить детям такой восторг и праздник. Во время одной из экспедиций Юрий Иванович познакомился с семьей монгольских животноводов, которые работали по найму в Яшкульском районе и жили, как и их сородичи в Монголии, кочевым укладом в традиционной юрте. Через некоторое время их контракт подошел к концу, и они должны были уезжать обратно в Монголию. Поэтому на их предложение выкупить юрту Юрий Иванович согласился без промедления, так как понимал уникальность и этнографическую ценность настоящей монгольской «живой» юрты, которая со временем стала самым главным и ценным экспонатом Музея. А сам Музей стал местом притяжения для любителей кочевой культуры, этнографии, культуры калмыцкого народа. Здесь стали проводиться встречи единомышленников, лекции по истории и этнографии для детей и учащихся школ. Со временем Музей стал неотъемлемой частью маршрута туристических групп, которые все чаще и чаще начали приезжать в Элисту. Здесь гости воочию знакомились с кочевым бытом, историей калмыцкого народа, буддизмом и культурой. Юрий Иванович вложил в Музей все свое сердце и душу, экспонаты были собраны им в Калмыкии, привезены из Монголии и Китая, где ойраты и монголы по-прежнему ведут кочевой образ жизни. В музее нет скучных стендов и экспонатов за стеклом, здесь все «живое», а каждый человек может примерить национальную одежду ойратов, калмыков, монголов, доспехи монгольского воина, шамана, познакомиться с древней ойрат-монгольской письменностью, получить надпись на старокалмыцкой каллиграфии и многое другое. Главный принцип, которого придерживался Юрий Иванович: в Музее – «все настоящее». А каким великолепным рассказчиком он был! Самое главное, он не пересказывал книг, он рассказывал об опыте своей жизни среди кочевников, о многочисленных путешествях и экспедициях. Он погружал гостей в кочевую культуру, увлекал их в удивительное путешествие в мир кочевых народов!
Одну из главных задач Юрий Иванович видел в развитии туризма в республике. Калмыкию всегда считал абсолютно уникальным регионом для этнографического туризма. Он делился своими идеями и мыслями о том, чтобы сделать одним из брендов Калмыкии «Золотую Скифскую дорогу», поставить юрты для эко- и агротуристов на животноводческих стоянках, и чтобы каждый населенный пункт Калмыкии имел свою туристическую привлекательность.
Этого замечательного человека знали не только в Калмыкии, но и далеко за ее пределами. Из разных уголков мира шлют свои слова сожаления и соболезнования друзья из Монголии, Китая, туристы из Кореи, Европы и США. «Память о доброй душе Юрия-ах осталась в наших сердцах. Его деятельность служила братьям-калмыкам и всей семье монгольских народов. Пусть душа его переродится в прекрасном месте!», – написал руководитель Общественной организации «Тод номын гэрэл» и большой друг Калмыкии Баатаржавын Бат-Амгалан. Также слова соболезнования родным и близким Юрия Ивановича принесли общественники из организации «Алтай-Ойрот» из братского Алтая. А заместитель Хамбо-ламы Алтая, настоятель монастыря «Амр-Санан кўрі» Арам Кыпчаков написал: «Это большая утрата для нас всех. Я помню, как мы беседовали с Юрием Ивановичем и выстраивали общую линию проектов. Братья-ойроты из Алтая скорбят вместе с вами».
Алдар и Гиляна Эрендженовы с грустью вспоминают: «Юрий Иванович сделал очень много для укрепления мостов дружбы и братства между Калмыкией и Монголией. За всеми проектами, которые делал Юрий Иванович, у нас остались приятные и теплые воспоминания о том, как мы встречали гостей, пили чай в его юрте, беседовали на разные темы, планировали будущие проекты».
Юрий Иванович был невероятно искристым человеком по жизни, он всех заряжал радостью и энергией. Никогда не видели его в пасмурном настроении, он всегда всему и всем радовался, мог увлеченно часами рассказывать гостям и друзьям об истории и культуре калмыков. Калмыкия потеряла истинного патриота, славного сына и яркого представителя нашего времени! Это был человек с очень большим сердцем и с огромной красивой душой.

Евгений БЕМБЕЕВ,
Арван КАРМАНОВ


Навсегда в наших сердцах…














Навсегда в наших сердцах…