Исполнить завет

21-10-2024, 16:30 | Память

В феврале 2015 года Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Нармаева М.Б. и КалмГУ имени Б.Б. Городовикова торжественно отметили 100-летний юбилей Морхаджи Бамбаевича Нармаева. Тогда было намечено немало планов относительно дальнейшего продолжения дела ученого, но, к сожалению, многое до сих пор остается на словах.
А скоро, 5 февраля 2025 года, наступит уже 110-летний юбилей. В связи с этим я, как и в дни 100-летнего юбилея, хочу еще раз выразить свое мнение о монографии М. Нармаева «Калмыцкий скот и его совершенствование», изданной в 1963 году тиражом всего в тысячу экземпляров.
Калмыки в результате многовековой народной селекции создали бриллиант мясного скотоводства России – скот калмыцкой породы. М. Нармаев является мастером-огранщиком этого бриллианта. По возвращении после депортации в Калмыкию он провел большую научную работу по восстановлению и улучшению калмыцкого скота.
Прошло более 60 лет со дня издания книги «Калмыцкий скот и его совершенствование». Я несколько раз перечитывал ее в разные годы своей трудовой деятельности и со всей ответственностью могу заявить, что это книга является шедевром теории и практики мясного скотоводства. Не перестаю восхищаться провидением нашего великого ученого. Когда читаешь книгу, то гордишься прошлым и настоящим калмыцкого народа, который методом народной селекции создал единственную отечественную мясную породу. Не буду перечислять ее достоинства, а просто процитирую малую часть книги: «Г.П. Кравцов, описывая промышленные операции по мясному скоту в 1876, 1877 и 1878 годах в Санкт-Петербурге, указывает, что калмыцкий скот занимал больший удельный вес на рынке. Г.П. Кравцов отмечает, что калмыцкий скот «...встречается на нашем рынке круглый год и бывает с глубокой осени до конца весны – откормленный на барде, а летом – на траве, доставляемой непосредственно с ярмарок». Он указывает, что «скот отличается крупным ростом, статным, красивым сложением и большой способностью тучнеть. Хороший бык дает до 20 пудов мяса, несколько пудов сала и высокого достоинства кожу». Ежегодно на забой доставлялось до 100 тысяч голов калмыцкого скота. Надо полагать, что животные этой породы шли на мясо и забивались и в других городах России. Если предположить, что забиваемый на мясо скот составлял минимум 10% от общего поголовья, то нетрудно высчитать примерное общее поголовье калмыцкого скота в то время. Во всяком случае поголовье не могло быть меньше 1 млн голов».
Нармаев пишет, что интересные материалы по мясным качествам калмыцкого скота приводит И.В. Синицын в своей работе «Убойные качества мясного откормочного скота русских и иностранных пород, разводимых в России». Работа составлена по отчетам Всероссийской выставки мясного скота, имевшей место в Москве в 1910 году. Откормленные волы калмыцкой породы имели перед забоем живой вес, равный 43,8 пуда, или 701 кг. Особенно высоким был убойный выход. Средний убойный выход откормленных животных составлял (в %): калмыцкая – 66,2, серая украинская – 65,9, симментальские метисы – 65,8, шортгорнская – 65,9, киргизская – 64,9, ангусская – 64,4. Следовательно, средний убойный выход у животных калмыцкой породы был самым высоким. С ними не могли соревноваться даже специализированные мясные породы – шортгорнская и ангусская.
После Октябрьской революции Советское правительство уделяло большое внимание развитию калмыцкого животноводства. 15 октября 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает специальный декрет «Об охране и восстановлении калмыцкого животноводства». В этом декрете были определены меры по охране и размножению калмыцкого скота у населения. В Калмыкии быстро восстанавливают хозяйство после Гражданской войны. В дальнейшем укрепляются колхозы и совхозы республики, общественное поголовье скота стало решающим, животноводство идет на подъем, говорится в книге.
Далее автор знакомит нас с передовыми гуртоправами. «В деле ускоренного воспроизводства большое значение имеет получение и сохранение молодняка. От 108 до 116 телят на 100 коров получили гуртоправы Лиджи Оляхинов из совхоза №105, Санек Бадминов из совхоза «Степной», Д.О. Очирова из совхоза «Ергенинский» и Б.Д. Очиров из племзавода «Сухотинский». Как же передовики добиваются таких высоких показателей? Мы предоставим слово Борису Дорджиевичу Очирову: «В племзаводе «Сухотинский» я работаю с 1957 года. За эти годы у меня не было ни одного случая падежа животных. Получение и сохранение молодняка – наша главная задача. С ней мы справляемся неплохо». Вот эти данные по выходу телят на 100 коров: 1957-й – 100, 1958-й – 100, 1959-й – 110,
1960-й – 112.
«…Так может работать каждый скотник, гуртоправ, – считает М. Нармаев. – Если умело и широко внедрить опыт Б.Д. Очирова, колхозы и совхозы республики могли бы получать ежегодно от каждой сотни коров и нетелей по 100 телят. Многие гуртоправы, даже хозяйства в состоянии при проведении уплотненного отела получать по 102-105 телят. Это вполне реально для мясного скотоводства. Получение и сохранение от каждой матки ежегодно жизнеспособного приплода – задача большой важности. В этом состоит один из основных резервов увеличения производства говядины».
И далее: «Следует считать доказанной полезность скрещивания калмыцкого скота с быками шортгорнской, герефордской, абердино-ангусской и казахской белоголовой пород...
Как уже отмечалось выше, калмыцкий скот имеет серьезные экстерьерные недостатки: узость зада, недостаточную заполненность окороков, что снижает мясные качества. Порода санта-гертруда обладает прекрасными мясными формами: широкой и глубокой грудью, ровной и широкой спиной, широко расставленными задними конечностями, хорошо заполненными окороками. Следовательно, вполне можно предположить, что порода санта-гертруда может улучшить калмыцкий скот, облагородить его, придать ему лучшие мясные формы...
В калмыцкую степь идет большая вода. Кубанская вода уже пришла в юго-западные и южные степи. Терско-кумская вода скоро будет обводнять и орошать юго- восточные и центральные степи. Волжская вода идет через Сарпинскую систему и даст жизнь северной и восточной степям. Будет вдоволь корма для скота, республика сможет производить много пшеницы, фруктов, плодов. И это будет очень скоро. К этому должны готовиться все труженики сельского хозяйства и в том числе животноводы. Калмыцкий скот в нынешнем его виде уже не будет соответствовать новому уровню кормовой базы. Нужна будет новая, улучшенная калмыцкая порода мясного скота. Может быть, в ней останется много от старого типа скота, но ее скороспелость, живой вес и другие мясные качества должны стать более высокими. И к этому надо готовиться сейчас, не медля, потому что времени остается очень мало. Поэтому работа по скрещиванию калмыцкого скота с мясными быками приобретает особо важное, государственное значение. Это должно быть понято всеми, кто имеет отношение к скотоводству Калмыкии».
Мое мнение таково: книгу Морхаджи Нармаева издания 1963 года необходимо переиздать, дополнить материалами современной науки в области мясного скотоводства, советами ученых и практиков. Эта новая книга для нашего молодого поколения станет учебным пособием по экологической (органической) технологии содержания и разведения калмыцкого скота в XXI веке.
Считаю, что нам в Калмыкии надо создать комолый, менее агрессивный заводской тип калмыцкого скота с лучшими мясными формами, который будет иметь большую перспективу.
В завершение скажу, что меня очень беспокоит состояние сельскохозяйственной науки в ФГБНУ «КНИИСХ имени Нармаева М.Б.». Институт был создан, как известно, по инициативе доктора сельскохозяйственных наук, профессора М Нармаева в далеком 1967 году. В 1992 году Калмыцкий научно-исследовательский институт мясного скотоводства был преобразован в Калмыцкий научно- исследовательский институт сельского хозяйства, в 2015 году ему присвоено имя Морхаджи Бамбаевича. В период реформ на федеральном уровне по инициативе руководителя КНИИСХ и при поддержке нерадивых представителей органов власти учреждение было ликвидировано. Институт стал филиалом ФГБНУ «Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия». Позже оно реформировалось в ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук». В итоге все региональные научно-исследовательские институты сельского хозяйства ЮФО и СКФО в период реформирования РАН и ФАНО сохранили юридическую самостоятельность, кроме ФГБНУ «КНИИСХ имени Нармаева М.Б.».
Поэтому предлагаю вернуть республике научное наследие Морхаджи Бамбаевича – КНИИСХ, а также возродить опытное хозяйство института в поселке Верхний Яшкуль. К примеру, сегодня в Башкирии, Татарстане, Якутии и многих других республиках даже имеются академии наук, так неужели в Калмыкии нельзя создать федеральный научный центр?
Иван ДОРДЖИЕВ,
гендиректор ООО «Калмыцкое» по племенной работе (2009-2018),
член совета директоров Национальной ассоциации заводчиков калмыцкого скота РФ, ветеран труда РФ и РК