Календарь - "образец земного порядка "

22-10-2015, 14:47 | Культура

Надежда Базаржаповна Дашиева - одна из видных представителей отечественной школы монголоведения, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, руководитель научного центра этнографии и фольклора Восточно-Сибирского государственного института культуры, профессор кафедры этнологии и народной художественной культуры. Яркий исследователь, наставник студентов и аспирантов, Надежда Дашиева известна в научных кругах как глубокий и неординарный исследователь, предлагающий новые подходы и неожиданные, но обоснованные интерпретации источников.
Н.Б.Дашиева - автор монографии "Календарь в традиционной культуре бурят: опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования. Издательство "Наука", 2015 год.
Календарь является системой счисления времени и выступает как один из способов освоения окружающего мира. Он хранит "образ жизни предков, представляется образцом земного порядка", "выступает в роли одного из способов освоения мифологическим сознанием природных явлений". В основе ранних календарей лежит прежде всего представление о времени, которое формировалось в культуре этнических предков и сохраняется в традиционном мировоззрении. Если судить по названию, монография посвящена исследованию народного календаря бурят конца XIX - начала XX вв. Однако содержание книги намного шире и глубже. Учёный выделяет разные архетипы календарей, даёт сравнительный материал по другим монголоязычным народам (монголам и калмыкам), анализирует обряды календарного цикла у монголов, их семантику, происхождение, структуру.
Любой календарь раннего типа отражает древний хозяйственно-культурный тип народа, создававшего свою систему счета времени. Представленный в работе Надежды Дашиевой календарь отражает охотничий тип хозяйства, характерный для древнемонгольской общности ещё до выделения отдельных этносов, в том числе калмыков и бурят. И потому для исследователей ойратской и калмыцкой культуры необычайно важными являются материалы и выводы, представленные в монографии. Следует заметить, что среди калмыков, утративших традиционные кочевья в XVII веке после откочевки из Центральной Азии их предков, вместе с буддизмом широко распространился лунно-солнечный календарь. Свидетельством бытования архаического типа календаря к XX веку остались только отдельные названия месяцев (тоолдг cap - перед наступлением первого весеннего месяца, Ьал тээдг cap - в середине осени; ур cap - в начале летнего периода; цаЬан cap - месяц начала весны). Кроме того, имеются сведения, записанные в XVII веке Н. Витсеном - голландским политиком, предпринимателем, картографом и бургомистром Амстердама, побывавшим в калмыцких степях в XVII веке.
Сведения о калмыках, опубликованные позже, Н. Витсен собрал среди калмыков -послов хана Мончака в 1665 году, с этой этнографической информации началась работа исследователя над "Новой географической картой" и соответствующим разделом его книги "Северная и Восточная Тартария". Данные Н. Витсена о названиях месяцев календаря приобретают особое значение в свете сопоставления их с календарем раннего типа, сохранявшимся у бурят и монголов и в XX в., исследованным в монографии Н. Дашиевой. Ряд названий месяцев, зафиксированных Н.Витсеном, совпадает с монгольскими и бурятскими, но одинаковыми названиями маркируются разные периоды, отстоящие на пять месяцев. Возможно, это объясняется тем, что у калмыков сохранилась более древняя система: ведь известно, что в XIII веке у монгольских народов празднование Нового года (ЦаЬан cap) было перенесено с осени на начало весны. Соответственно месяц "кекг" ("кукушка") обозначал у калмыков в XVII веке примерно декабрь, а в культуре бурят и монголов (согласно данным, собранным в XX веке) - примерно май, а ур cap, как известно, у калмыков и сейчас является первым летним, тогда как у бурят и монголов это осенний месяц. В пользу этого мнения свидетельствует и следующее: месяц хувь, или хуви ("дележа доли"), скорее, должен соответствовать в раннем охотничьем и в скотоводческом хозяйстве осеннему периоду (как это зафиксировано Н. Витсеном у калмыков), чем концу зимы, когда скотоводы подсчитывают урон, нанесенный хозяйству (что зафиксировано в календаре бурят и монголов в XX веке).
Привлекает внимание в исследовании ученого анализ сохранившегося у ряда народов древнейшего мифа о медведе (или небесном стрелке), который охотился за оленем, похитившем [проглотившем] Солнце, и вернул светило Вселенной. В календарях этих народов два сезона маркируются образами медведя (как правило, светлый период) и оленя (темный период). Автор показывает, что представление об олене как символе времени взаимосвязано с солярной направленностью счета времени и ориентацией на движение Солнца в календаре. В связи с гипотезой об индоарийском влиянии акцентируется внимание на термин "время", который в монгольских языках обозначается термином "саг", "цаг". Интерес вызывает близость термина обозначению оленя в отдельных иранских языках, на что обращали внимание исследователи, предполагавшие, что в ранних представлениях монгольских народов образ оленя выступал в качестве зооморфной метафоры времени.
Одной из несомненных научных заслуг Н. Дашиевой является исследование традиционных представлений, связанных с почитанием медведя в культуре монгольских народов. Автор монографии считает, что медведь как зооморфный символ светлого периода календаря, т.е. дня, лета (в отличие от оленя, маркировавшего темный период - ночь, зиму), в эпоху формирования кочевого скотоводства "сменился трехликим зооантропоморфным образом божества - символа грозы и молнии - медведя-птицы-человека, который в свою очередь сменился образом культурного героя - небесного стрелка с функциями демиурга -предка и громовержца".
Даже очертив малую часть идей и выводов Н. Дашиевой, присутствующих в монографии, следует подчеркнуть фундаментальность труда и одновременно его актуальность и востребованность обществом. Материалы и исследование, предпринятые Н. Дашиевой, вызывают, несомненно, интерес у широкой читательской аудитории. Они являются крупным вкладом в монголоведение, сибиреведение и бурятоведение и должны быть высоко оценены не только учёными, но и всем обществом.

Эльза БАКАЕВА,
доктор исторических наук