Ахалтекинские кони

12-08-2014, 19:48 | Память

Ахалтекинские кони

Да можно ли забыть всеобщую беду?!
Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?
Великий вам поклон, умершие в бреду!
Великий вам поклон, все наши эджи, авы!

Надежда Деева


До войны в Кетченеровском районе проживал известный на всю Республику простой конюх – Бадмаев Бадма. Он любил конный спорт и был неоднократным победителем республиканских скачек, которые ежегодно, в начале сентября, проводились в Элисте, вблизи Ярмарочного пруда, да и во Всесоюзных соревнованиях ему доводилось участвовать и занимать достойные места.

Бадмаев Бадма был высокого роста, стройный, с красивыми, правильными чертами лица, густыми, чёрными с проседью прямыми волосами и прекрасной, просто обвораживающей белозубой улыбкой. Женат и имел троих детей, дочь и двух сыновей. Жена была ему под стать - редкой степной красоты калмычка, с косами, почти до пят, которыми она гордилась и мыла их чиганом. Семья была уважаема всеми сельчанами в том числе и за то, что они свято чтили и соблюдали традиции и обычаи степного кочевого народа.

Бадма был беззаветно влюблён в калмыцкую степь. Она очаровала его с детства своей ширью, простором, своими открытыми горизонтами, до самого синего неба.

Весенняя степь! Это чудо природы!
Тюльпанная, полынная, ковыльная, седая степь!

Часто, в минуты отдохновений от трудов праведных, Бадма говорил своей верной жене: «Степь для меня, как молитва!

Сайгаки, бегущие вдаль,
Смотрю – орлиная битва,
И лет мне прошедших не жаль!!

Но не менее, чем степь, он любил лошадей. И калмыцкая степь и лошади для него было единым земным счастьем. А свои победы он одерживал на своих любимых – ахалтекинцах, которых у него было пять голов. Бадма сам их вырастил, поставил под седло и был счастлив.

Ахалтекинские кони – это самая древняя культурная порода верховых лошадей. Выведена на юге Туркмении. На протяжении трёх тысячелетий она была ограждена от влияния других пород. На лошадях ахалтекинской породы установлен рекорд мира по прыжкам в высоту - 2м.12 см. и в длину -8м.78см.

Кони. Чудо – кони…красоты и грации неописуемой.

Ахалтекинская лошадь – это последние капли такого источника чистой крови, который создал всё верховое коневодство мира…

«Небесные лошади» - такое название они получили.

И вдруг война. И человеческие трагедии полились бурным потоком…

Советские солдаты отступали, оставив врагу Элисту. Один из офицеров Красной армии конфисковал у Бадмаева Бадмы его пятерых ахалтекинцев, как не просил его Бадма не делать этого, объясняя тупоголовому офицеру, что это не тягловые лошади. Офицер написал ему расписку, сказав, что вернёт ему лошадей. Впервые Бадма не мог сдержать слёз, прощаясь со своими любимцами.

Бадма дождался наступления Красной Армии и вот чудо – он увидел своих ахалтекинцев. Они еле передвигали ноги, их спины были покрыты незаживающими язвами, хромали. Когда их распрягли, и они услышали голос Бадмы, то поспешили к нему. И начали ржать и бодать его своими головами. У Бадмы от любви и жалости к ним выступили слёзы. «Храни расписку, - сказал офицер Бадме, – и мы вернем твоих лошадей».

Но пришло 28 декабря 1943 года…. Депортация калмыцкого народа. Бадмаев Бадма со своей семьёй оказался в Алтайском крае. Чужой край, чужие люди, которые считали их предателями. От былой степной красоты жены не осталось и следа. Она представляла собой живой скелет, одетый в старую фуфайку и резиновые сапоги.

Бадма работал на тяжёлых земляных работах. Простыл и смертельно заболел. Отправились всей семьёй в медпункт, что был за 10 км. Обратился к медсестре, но та, здоровая и молодая, жестко сказала Бадме, что у них приказ не лечить изменников Родины. Взяла его за исхудавшие плечи и просто выбросила на улицу, в такой белый и холодный снег. Потом у него пошла кровь, и снег вокруг него стал красным…

Не все русские были русскими (добрыми и щедрыми).

Поздно ночью добрались до своей землянки. Три дня Бадма был в бреду, а затем, открыл глаза и тихим голосом позвал жену. «Айса! Подай мне расписку» Он бережно взял клочок школьной тетради, который хранил много лет. Прочитал её и худыми дрожащими руками разорвал. Жене сказал: «Никому мы, калмыки, не нужны, государство отвернулось, а родину наших предков у нас украли».

Всего одна слеза из правого глаза скатилась по его желтой и впалой щеке. Он взял в свою руку маленькую ладошку своей верной и любимой жены, глубоко вздохнул и навеки закрыл свои зоркие и когда-то, в другой жизни, счастливые очи…

Айса пережила его на 3 месяца…

Безжалостное и равнодушное государство их троих детей распределило в разные детские дома…

Выжили и встретились в 1957 году, уже в Калмыкии, на родине предков, в степи калмыцкой, которую так искренне любил их отец.

Его дочь, сама уже эджа, рассказала мне эту трагическую историю жизни её семьи. А я просто и коротко записал для молодёжи, которая, слава Богу, не прошла сибирский ад, но, к сожаленью, мало что знает о депортации их предков.

«Да можно ль жизнь пересказать?» (Лермонтов М.Ю.)

P.S. Долгие и тяжёлые годы калмыцкий народ, подвергшийся гонениям, репрессиям и геноциду, был оторван от земли предков, от национальной культуры, литературы, искусства и веры. Испытал суровые трагические, физические лишения и моральные унижения…

Характер и масштабы последствий репрессий ещё не вполне изучены и осмысленны. От 115 тысяч подвергшихся геноциду невосполнимые потери составили 43,4 тысячи человек! Великая трагедия калмыцкого народа! А виновных нет!

В Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, принятой народными депутатами СССР, было однозначно определенно, что репрессии, проводившиеся против народов СССР – это геноцид! Из этого и надо исходить всем политикам, писателям, журналистам, учёным, режиссёрам и всем чиновникам из поколения в поколение.

Никакого тумана на священную Память!

Мама моей жены – Алтынова Саранг Сюкеевна умерла в ссылке, в Омской области, в возрасте 27 лет, оставив на руках мужа Алтынова Басанга Бораевича троих малолетних детей. А сам он был инвалидом ВОВ, участником Сталинградской битвы.

Родился в ссылке сибирской,
Память предков своих храню,
А живу в стране ковыльной,
Калмыцкую землю люблю.