Из последних калмыцких монахов

10-12-2014, 15:40 | Память

Этого человека звали Балдна Хар или Балданов Хара, и такое имя он получил после буддийского ритуала, когда вынужден был снять монашеский сан. Всю свою жизнь он служил людям и без всяких публичных проповедей, времена были тяжелые, он нёс учение Будды. Своим поведением истинного буддиста и молитвами он показывал окружающим, что несмотря ни на что, ни на какие гонения, он не покорился. Это не было каким-то протестом или вызывающим поведением, такого мудрый буддийский монах не мог допустить. Само его присутствие давало людям надежду, и в их сердцах оставалась Вера.
Уже не было хурулов, а Балдна Хар дома имел все буддийские святыни, и люди сами несли ему старые реликвии, и его дом, где бы он ни был: в Сибири и Калмыкии был для многих степняков огоньком, светильником учения Будды.
Кроме всего этого он обладал даром лекаря и излечил многих людей, среди них было много детей. Его магическая мощь, знание тибетской медицины: траволечение, строгая диета, которую он назначал больным, спасли немало людей. Как жаль, что его уникальные знания и способности никто не смог приобрести.
Он был родственником знаменитого Геше Вангъяла, который принес буддизм в США. Родился он в 1894 году и в малолетнем возрасте был отдан родителями в школу Багшин-Шебенерова хурула, а затем, как способный ученик продолжил обучение в Малодербетовском Цаннит чоори - духовной академии. После завершения обучения, получив ученую степень, он стал настоятелем Багшин-Шебенеровского хурула.
Авторитет бакши был очень высок и его знали далеко за пределами родного улуса, а как врачеватель был известен по всей степи. И никогда никому он не отказывал в помощи, мог уехать к больному человеку за много верст, чтобы ему помочь.
В 1933 году для калмыцкого духовенства наступили тяжелые дни, начались гонения на духовенства, стали закрываться хурулы. По просьбе многочисленных земляков он был вынужден снять сан и после специального ритуала ему дали имя Хар - Черный. Люди нуждались в его помощи, и как лекарь и духовник он был бесценен для них, а сопротивление власти могло просто лишить степняков такой опоры. Уже были расстреляны его родственники - священники бакши Кокла и лама Чимид.
И до самого 1941 года буддийский священник в одежде мирянина продолжал стойко вести свою духовную работу. В то жестокое время люди не переставали верить в Бога, а наставлял их на истинный путь, врачевал, лечил человек, которого звали Балдна Хар.
Вместе со своим народом он был депортирован в Сибирь и, как человек известный и авторитетный, сумел сплотить всех своих родственников, друзей, соседей, знакомых и собрал их в одном месте - в Славгородском районе Алтайского края. И в тяжелейшие годы ссылки он для многих калмыков был твердыней, опорой и к нему шли все за помощью и советом.
Узнав про доброго лекаря, который чудесным образом лечил людей, к нему шли со своими бедами и местные люди - сибиряки. И он никому не отказывал в помощи, и молва о добром человеке шла далеко. Многие тогда заболевали корью, и эта болезнь отступала перед искусством калмыцкого лекаря.
И тогда в Сибири, степняки несли ему буддийские реликвии на хранение, и до возвращения на родину Балдна Хар пользовался ими и проводил все обряды.
В 1957 году он вернулся на родину со всем семейством, так как он снял сан, и он мог иметь семью у него были дети: трое своих и восьмерых (!) усыновил. И всех их вырастил достойными людьми и, как говорится, вывел в люди.
После Сибири некоторое время он жил в Шин-Мере, старом родовом доме, потом в Кетченеры, где он жил до последних дней.
Ушел из жизни в возрасте 72 лет, заставив всплакнуть многих людей из разных мест. Светлый человек покинул мир, - говорили старики.
Ему обязаны здоровьем многие, особенно дети. Его приглашали домой, когда было особенно тяжело, но одно его появление вселяло в сердца людей уверенность и спокойствие. Как сейчас помню: у него были, густая борода и строгий немигающий взгляд из-под кустистых бровей, и он прикладывает небольшую статуэтку - бурхана к макушке и, шевеля губами, шепчет молитвы. Давал какие-то снадобья, и затем назначал диету и строгие рекомендации: как себя вести во время болезни.
Как жаль, что нет теперь таких старцев в степи. Зато осталась память о нём, в честь него степняки называли детей.
Санджи БАДМАЕВ