• Тоодг шову харсхар

    Шидр мана таңһчур тоодг шову харслһна Нарт-делкән саңгин мергҗлтнр ирв. Саңгин элчнрин тоолврар, көдә һазрт бәәршлдг тоодг шовунд мана таңһчд сән таал бәәнә.

    • 14-12-2021, 11:56
  • Николай Некрасов болн хальмг бичәчнр

    Орс утх-зокъялын делгрлтд зөвтә ик тәвцән орулсн, кесг үйин бичәчнрин төлҗлтд ик нилчән күргсн Николай Алексеевич Некрасовин 200 җилин өөн эн җил темдглгдҗәнә. А.Амр-Санана нертә Келн-улсин дегтрин саңгин көдләчнр эн өөнд белдәд, тәвн җил хооран «Хальмг үнн» газетд ямаран материалмуд барлгдсинь эврәннь көрңгәсн олв. Таңһчин газетд 1971-ч җилин бар сарин 10-д бүкл ик халх барлгдсинь медхд өдгә цага умшачнрт соньн болх гиҗ сангдна.
    Н.А. Некрасовин 150-ч өөниг угтад, «Хальмг үнн» газетд бүкл халх барлгдҗ. Терүнд Җимбин Андрейин болн Саңһҗин Босян илдклмүд барлгдсиг үзҗ болхмн. Тәвн җил хооран газетд барлгдсиг умшхд йир соньн.

    • 14-12-2021, 11:37
  • НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

    Благодаря исследованиям А. Борманджинова, стала известна судьба Темёр-Батыра Тюменя (1896-1919), окончившего знаменитый Александровский («Пушкинский») лицей. Ученый обнаружил сведения о нём в Королевском музее армии и военной истории Бельгии в Брюсселе. В нем находится на хранении уникальная русская коллекция, сложившаяся после революции из поступлений от эмигрантов, осевших во Франции и Бельгии. В эту коллекцию входят пять пакетов с Памятками Императорского Александровского лицея.

    • 09-12-2021, 11:51
  • Әмтнд туслсн Намкан ачта үүлдвр

    2021-ч җилд Намка Долдушевич Кичиковин 120 җилин өөн болҗана. Намкан нериг таңһчд цугтан меддг бәәсмн. Төвдин эмнүлин эв-арһиг дасҗ авсн билгтә медлгч туслсн, гемәс гетлгҗ авсн, эрүл-мендин хаалһд орулсн әмтнә то йир ик.

    • 07-12-2021, 11:45
  • Зая-Пандитын үг цәәлһхин төлә

    Кезәңк хальмг келн өдгә цагин хальмг келнәс үгмүдәрн, келц үгәрн, цецн үгәрн, үлгүрәрн чигн үлү байн бәәсн мөн. Мана өвкнр «Җаңһриг» үүдәсн улс болад, келндән хурц-мергн, келсн үгәрн күүнә седкл авлхас биш, нүд көкртлнь келдг бәәҗ. Ода нег иим үгин цәәлһвр бичәд өгсв.

    • 02-12-2021, 15:35
  • НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

    В пореформенный период происходила интернационализация класса буржуазии. В его состав вошли представители многих народов. Калмыцкие нойоны, зайсанги становились успешными предпринимателями. Те из них, чьё происхождение и капиталы позволяли, предпочитали отдавать своих детей в закрытые привилегированные учебные заведения Петербурга, где обучение начиналось с детства и продолжалось 8-9 лет. В этом проявлялась новая тенденция в формировании государственной элиты, что нашло отражение в политическом языке эпохи. В конце XIX века в него вошел термин «обрусение инородцев», суть которого не следует путать с «русификацией». Религиозные убеждения, их язык, бытовая и высокая культура не ставились под сомнение. По замыслу царской администрации, представители элиты «иноверцев» должны были превратиться в граждан России не в формально-юридическом, но в действительном смысле. Их Отечеством должна была стать Россия, а высшим земным авторитетом – русский самодержец. Это и значило слово «обрусение». Однако гораздо большее значение, по сравнению с новыми методами государственной национальной политики, имело то, что закрытые учебные заведения, ранее отгороженные от времени и пространства, под давлением общества и передовых педагогических деятелей стали разворачиваться к требованиям новой эпохи, совершенствовать содержание образования.

    • 02-12-2021, 10:50
  • Семинар-совещание по вопросам подготовки спортивного резерва

    30 ноября, в конференц-зале БУ РК «РЦСП» (Ойрат-Арена) прошёл семинар-совещание «Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва». Мероприятие проводится с целью развития научно-методического потенциала спортивного резерва в республике.
    Директор БУ РК «РЦСП» (Ойрат-Арена) Борис Муджиков, отметил: «Мы, как центр спортивной подготовки, очень заинтересованы в том, чтобы наши дети более качественно и осознанно, подходили к выбору спортивного направления».

    • 01-12-2021, 16:36
  • «Дари любовь – твори добро»

    Мы, обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г.Элисты реализуем социальный проект «Дари любовь – твори добро». В его рамках мы оказываем адресную помощь инвалиду детства Бадмаевой Цагане Басанговне, которая проживает в пригородном п. Аршан на улице Мира, дом 21 вместе с бабушкой и отцом. Цель нашего проекта: улучшение жилищно-бытовых условий, содействие в организации санаторно-курортного лечения и т.д. Мы хотим помочь Цагане в развитии личных умений и реализации ее интересов.

    • 30-11-2021, 13:24
  • КАЛМЫКИ-КАЗАКИ: ИСТОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП

    Как известно, к началу XVII века ряд этнополитических объединений ойратов перешли в южную Сибирь, где их тайши дали первые шерти на верность русскому царю. Одно из этнополитических объединений ойратов – торгуты под руководством Хо-Орлюка под давлением различных обстоятельств покинули южносибирские степи и к концу первой трети XVII века переместились в Нижнее Поволжье, где вскоре к ним присоединились небольшие группы из состава других ойратских этносов: дербеты, хошуты, зюнгары. В результате здесь начал складываться новый монголоязычный этнос – калмыки. Этот этноним «калмак», превратившийся к концу XVIII века в самоназвание «хальмг» (калмык), наш народ получил от соседних тюркских, а затем и славянских народов. К середине XVII века в составе Российского государства появилось Калмыцкое ханство, кочевья которого простирались вдоль Волги от Каспия до Медведицы и Самары. В этот же период на огромных пространствах, от Азовского моря до Урала, от Самары до Северного Кавказа, по принципу добровольности появлялись локальные группы калмыков, которые стали составной частью российских различных казачьих войск, некоторые из которых просуществовали до Советского периода. Этому способствовало то, что калмыки прекрасно были приспособлены к несению постоянной военной и пограничной службы, могли быстро адаптироваться к любым ландшафтным и климатическим условиям. Поэтому царская администрация стала добиваться закрепления калмыков в составе казачества, поощряя перешедших в это сословие и препятствуя их возвращению в калмыцкие улусы.

    • 30-11-2021, 10:26
  • Тоодг шову харсхар

    Шидр мана таңһчур тоодг шову харслһна Нарт-делкән саңгин мергҗлтнр ирв. Саңгин элчнрин тоолврар, көдә һазрт бәәршлдг тоодг шовунд мана таңһчд сән таал бәәнә.

    • 14-12-2021, 11:56
  • Николай Некрасов болн хальмг бичәчнр

    Орс утх-зокъялын делгрлтд зөвтә ик тәвцән орулсн, кесг үйин бичәчнрин төлҗлтд ик нилчән күргсн Николай Алексеевич Некрасовин 200 җилин өөн эн җил темдглгдҗәнә. А.Амр-Санана нертә Келн-улсин дегтрин саңгин көдләчнр эн өөнд белдәд, тәвн җил хооран «Хальмг үнн» газетд ямаран материалмуд барлгдсинь эврәннь көрңгәсн олв. Таңһчин газетд 1971-ч җилин бар сарин 10-д бүкл ик халх барлгдсинь медхд өдгә цага умшачнрт соньн болх гиҗ сангдна.
    Н.А. Некрасовин 150-ч өөниг угтад, «Хальмг үнн» газетд бүкл халх барлгдҗ. Терүнд Җимбин Андрейин болн Саңһҗин Босян илдклмүд барлгдсиг үзҗ болхмн. Тәвн җил хооран газетд барлгдсиг умшхд йир соньн.

    • 14-12-2021, 11:37
  • НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

    Благодаря исследованиям А. Борманджинова, стала известна судьба Темёр-Батыра Тюменя (1896-1919), окончившего знаменитый Александровский («Пушкинский») лицей. Ученый обнаружил сведения о нём в Королевском музее армии и военной истории Бельгии в Брюсселе. В нем находится на хранении уникальная русская коллекция, сложившаяся после революции из поступлений от эмигрантов, осевших во Франции и Бельгии. В эту коллекцию входят пять пакетов с Памятками Императорского Александровского лицея.

    • 09-12-2021, 11:51
  • Әмтнд туслсн Намкан ачта үүлдвр

    2021-ч җилд Намка Долдушевич Кичиковин 120 җилин өөн болҗана. Намкан нериг таңһчд цугтан меддг бәәсмн. Төвдин эмнүлин эв-арһиг дасҗ авсн билгтә медлгч туслсн, гемәс гетлгҗ авсн, эрүл-мендин хаалһд орулсн әмтнә то йир ик.

    • 07-12-2021, 11:45
  • Зая-Пандитын үг цәәлһхин төлә

    Кезәңк хальмг келн өдгә цагин хальмг келнәс үгмүдәрн, келц үгәрн, цецн үгәрн, үлгүрәрн чигн үлү байн бәәсн мөн. Мана өвкнр «Җаңһриг» үүдәсн улс болад, келндән хурц-мергн, келсн үгәрн күүнә седкл авлхас биш, нүд көкртлнь келдг бәәҗ. Ода нег иим үгин цәәлһвр бичәд өгсв.

    • 02-12-2021, 15:35
  • НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

    В пореформенный период происходила интернационализация класса буржуазии. В его состав вошли представители многих народов. Калмыцкие нойоны, зайсанги становились успешными предпринимателями. Те из них, чьё происхождение и капиталы позволяли, предпочитали отдавать своих детей в закрытые привилегированные учебные заведения Петербурга, где обучение начиналось с детства и продолжалось 8-9 лет. В этом проявлялась новая тенденция в формировании государственной элиты, что нашло отражение в политическом языке эпохи. В конце XIX века в него вошел термин «обрусение инородцев», суть которого не следует путать с «русификацией». Религиозные убеждения, их язык, бытовая и высокая культура не ставились под сомнение. По замыслу царской администрации, представители элиты «иноверцев» должны были превратиться в граждан России не в формально-юридическом, но в действительном смысле. Их Отечеством должна была стать Россия, а высшим земным авторитетом – русский самодержец. Это и значило слово «обрусение». Однако гораздо большее значение, по сравнению с новыми методами государственной национальной политики, имело то, что закрытые учебные заведения, ранее отгороженные от времени и пространства, под давлением общества и передовых педагогических деятелей стали разворачиваться к требованиям новой эпохи, совершенствовать содержание образования.

    • 02-12-2021, 10:50
  • Семинар-совещание по вопросам подготовки спортивного резерва

    30 ноября, в конференц-зале БУ РК «РЦСП» (Ойрат-Арена) прошёл семинар-совещание «Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва». Мероприятие проводится с целью развития научно-методического потенциала спортивного резерва в республике.
    Директор БУ РК «РЦСП» (Ойрат-Арена) Борис Муджиков, отметил: «Мы, как центр спортивной подготовки, очень заинтересованы в том, чтобы наши дети более качественно и осознанно, подходили к выбору спортивного направления».

    • 01-12-2021, 16:36
  • «Дари любовь – твори добро»

    Мы, обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г.Элисты реализуем социальный проект «Дари любовь – твори добро». В его рамках мы оказываем адресную помощь инвалиду детства Бадмаевой Цагане Басанговне, которая проживает в пригородном п. Аршан на улице Мира, дом 21 вместе с бабушкой и отцом. Цель нашего проекта: улучшение жилищно-бытовых условий, содействие в организации санаторно-курортного лечения и т.д. Мы хотим помочь Цагане в развитии личных умений и реализации ее интересов.

    • 30-11-2021, 13:24
  • КАЛМЫКИ-КАЗАКИ: ИСТОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ГРУПП

    Как известно, к началу XVII века ряд этнополитических объединений ойратов перешли в южную Сибирь, где их тайши дали первые шерти на верность русскому царю. Одно из этнополитических объединений ойратов – торгуты под руководством Хо-Орлюка под давлением различных обстоятельств покинули южносибирские степи и к концу первой трети XVII века переместились в Нижнее Поволжье, где вскоре к ним присоединились небольшие группы из состава других ойратских этносов: дербеты, хошуты, зюнгары. В результате здесь начал складываться новый монголоязычный этнос – калмыки. Этот этноним «калмак», превратившийся к концу XVIII века в самоназвание «хальмг» (калмык), наш народ получил от соседних тюркских, а затем и славянских народов. К середине XVII века в составе Российского государства появилось Калмыцкое ханство, кочевья которого простирались вдоль Волги от Каспия до Медведицы и Самары. В этот же период на огромных пространствах, от Азовского моря до Урала, от Самары до Северного Кавказа, по принципу добровольности появлялись локальные группы калмыков, которые стали составной частью российских различных казачьих войск, некоторые из которых просуществовали до Советского периода. Этому способствовало то, что калмыки прекрасно были приспособлены к несению постоянной военной и пограничной службы, могли быстро адаптироваться к любым ландшафтным и климатическим условиям. Поэтому царская администрация стала добиваться закрепления калмыков в составе казачества, поощряя перешедших в это сословие и препятствуя их возвращению в калмыцкие улусы.

    • 30-11-2021, 10:26